![]() |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 53 г. Томска |
![]() |
||||
15.02.2025, 00:37 |
|
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
/ Профилактика правонарушений
Вот они вечные истины эти: «Поздно заметили…, мимо прошли…» Нет! Не рождаются «трудными дети»! Просто им вовремя не помогли!!! Профилактика правонарушений несовершеннолетних - это целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и МАОУ СОШ № 53, государственных и общественных учреждений и организаций, направленная на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов. По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних в нашем учреждении обладает четырьмя отличительными признаками. Во-первых, проведение предупредительных мероприятий осуществляется задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения. Во-вторых, «объектами» профилактики являются все несовершеннолетние школы, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении. В-третьих, элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения. В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и школа.
Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем: 1. обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры; 2. содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры; 3. повышение правовой культуры родителей обучающихся школы; 4.организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении; 5. выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в школе, являются: 1) обучающиеся; 2) педагогические работники; 3) члены семей обучающихся. Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения. Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения. Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение. Повышение правовой компетентности педагогов в области работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя: -обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде; -обучение педагогов эффективной коммуникации; -создание в каждом классе профилактической программы с учетом особенностей классного коллектива. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди обучающихся используются: ü системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности обучающихся; ü программно-целевой подход; ü обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений; ü поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, обучающиеся, родители); ü циклическое расширение охвата контингента; ü анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности; ü обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений необходимо сообщать всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи освещать в средствах массовой информации; ü мониторинг и оценка эффективности проводимой образовательным учреждением профилактической работы.
Перед коллективом школы стоит сложная задача - попытаться изменить сознание и поведение обучающихся «группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.
Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке обучающихся включает в себя шесть основных компонентов: · выявление обучающихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе; · определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников; · составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей); · изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми; · вовлечение обучающихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; · изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики. Благодаря целенаправленной работе коллектива, и с учётом контингента обучающихся микрорайона, количество состоящих на различных видах учёта остаётся стабильным:
Настораживает тот факт, что с каждым годом снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Для этого есть ряд причин, но основная все-таки заключается в неправильном семейном воспитании, недостаточной родительской заботе. Выявление семей группы повышенного риска - одно из условий профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений. Эта немаловажная задача, решаемая педагогами школы, к сожалению, не всегда успешна по ряду причин. В современных условиях, когда большинство родителей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми и, как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из семьи.
Вопросы профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении, стоят на постоянном контроле у администрации школы, рассматриваются и на административных совещаниях, заседаниях методических объединений классных руководителей, где заслушиваются отчеты классных руководителей, обсуждаются трудности, возникающие в этой работе, намечаются пути их преодоления.
|