Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 53 г. Томска
28.03.2024, 22:51

/ Профилактика правонарушений

 

Вот они вечные истины эти:

«Поздно заметили…, мимо прошли…»

Нет! Не рождаются «трудными дети»! 

Просто им вовремя не помогли!!!

Профилактика правонарушений несовершеннолетних - это целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и МАОУ СОШ № 53, государственных и общественных учреждений и организаций, направленная на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних в нашем учреждении обладает четырьмя отличительными признаками.

 Во-первых, проведение предупредительных мероприятий осуществляется задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

  Во-вторых, «объектами» профилактики являются все несовершеннолетние школы, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

 В-третьих, элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

 В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и школа. 

        Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем: 

1.  обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

2. содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

3. повышение правовой культуры родителей обучающихся школы;

4.организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;

5.  выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. 

Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа  в школе, являются:

1)      обучающиеся;

2)      педагогические работники;

3)      члены семей обучающихся.

 Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода,  возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей  общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в  социально-опасную среду, воспитание у подростков  ответственности за свое поведение.

Повышение правовой компетентности педагогов в области  работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя:

-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;

-обучение педагогов эффективной коммуникации;

-создание в каждом классе профилактической программы с учетом особенностей классного коллектива.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

 Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди обучающихся используются:

ü  системная и дифференцированная работа  во всех сферах жизнедеятельности обучающихся;

ü  программно-целевой подход;

ü  обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

ü  поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, обучающиеся, родители);

ü  циклическое расширение охвата контингента;

ü  анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности;

ü  обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений необходимо сообщать всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи освещать в средствах массовой информации;

ü  мониторинг и оценка эффективности  проводимой  образовательным учреждением профилактической работы.

 Важное значение имеет координация действий управленческой командой всех должностных лиц по исполнению требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Результат

Внутришкольный контроль

1.

Выполнение 120-ФЗ, организация работы классных руководитель по профилактике правонарушений, преступлений среди обучающихся в школе

март

Зам. директора по ВР

Аналитическая справка. Совещание при заместителе директора по воспитатель-

ной  работе

Управленческие совещания

2.

Совещание при директоре «Рассмотрение новых локальных актов:

«Порядок выявления преступлений в отношении несовершеннолетних, незамедлительного информирования органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учёта выявленных фактов и проведения индивидуальной профилактической работы с ними».

- «Порядок выявления, учёта, оказания социально-психологической помощи обучающимся, находящихся в социально-опасном положении, и снятия их с учёта».

-  «Порядок извещения органов и учреждений о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов обучающихся».

-  «Положение об учёте посещаемости учебных занятий обучающимися»

- «Положение о порядке выявления семей, находящихся в социально-опасном положении и оказания помощи в обучении и воспитании детей»

ноябрь

Зам. директора по ВР

Протокол

3.

Педсовет «Совершенствование деятельности образовательного учреждения по исполнению Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

январь

Зам. директора по ВР

Протокол

 

 Перед коллективом школы стоит сложная задача - попытаться изменить сознание и поведение обучающихся «группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором про­исходит усиление положительных тенденций нравственного разви­тия личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

 

Система деятельности педагогического коллектива по педаго­гической поддержке обучающихся включает в себя шесть основных компонентов:

·         выявление обучающихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;

·         определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников;

·         составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин ее нравственной деформации, отклонений в по­ведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей);

·         изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

·         вовлечение обучающихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

·         изменение условий семейного воспитания (исходя из воз­можностей школы) с использованием для этой цели служб и ве­домств системы профилактики.

Благодаря целенаправленной работе коллектива, и с учётом контингента обучающихся микрорайона, количество состоящих на различных видах учёта остаётся стабильным:


Настораживает тот факт, что с каждым годом снижается воз­раст детей, совершающих противоправные поступки. Для этого есть ряд причин, но основная все-таки заключается в неправильном семейном воспитании, недостаточной родительской заботе.

Выявление семей группы повышенного риска - одно из усло­вий профилактики безнадзорности, беспризорности, правонаруше­ний. Эта немаловажная задача, решаемая педагогами школы, к со­жалению, не всегда успешна по ряду причин.

В современных условиях, когда большинство родителей озабо­чены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуаль­ных особенностей детского развития, они порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми и, как следст­вие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окру­жение, что приводит к «выходу» ребенка из семьи.

Вопросы профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положе­нии, стоят на постоянном контроле у администрации школы, рас­сматриваются и на административных совещаниях, заседаниях ме­тодических объединений классных руководителей, где заслушиваются отчеты классных руководителей, обсуждаются трудности, возникающие в этой рабо­те, намечаются пути их преодоления.


Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 53 направляет свою деятельность на развитие личностного потенциала обучающихся в соответствии с их способностями, возможностями и потребностями, создает условия для формирования деятельной, целеустремленной, высоконравственной и ответственной личности, готовой к успешной самореализации в условиях современного информационного общества.

МАОУ СОШ № 53       E-mail: school53@education70.ru